НОВЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ECO-GEEK.RU


ГлавнаяНовостиНаши проекты
Выводы и практические рекомендации
Ревизия схем территориального планирования (и иных документов территориального планирования) регионального и местного уровня, их актуализация и доработка, исключение потенциальных конфликтов.
Территориальное планирование является крайне эффективным инструментом, позволяющим властям устанавливать четкие приоритеты развития территории, ограничивать хозяйственное использование природных объектов. Однако на сегодняшний день использование данного инструмента едва ли можно назвать успешным. Во многих случаях документы территориального планирования разрабатывались небрежно, с нарушением общих принципов и в результате содержат огромное число потенциальных конфликтов (например, размещение опасных объектов вблизи населенных пунктов и т.п.), которые имеют все шансы реализоваться в будущем.

Для повышения эффективности территориального планирования с привлечением экспертных и общественных организаций целесообразно инициировать разработку типовых инструкций (рекомендаций) по работе с данными документами: как на этапе их разработки, так и на этапе их утверждения/внесения изменений.

Сохранение природных территорий, исторически являющихся рекреационными зонами для жителей и испытывающих серьезную нагрузку в летний период.
Данная задача имеет две основных составляющих:
Собственно сохранение рекреационных зон. Выработка решений по приведению их статуса в соответствии с фактическим использованием. Создание механизмов, позволяющих защитить эти территории от застройки и/или вовлечения в хозяйственный оборот. Это как раз и может быть сделано на уровне схем территориального планирования регионального и районного уровня.
Выработка решений по вопросам поддержания порядка на территориях, являющихся объектами массовой рекреации (уборка и вывоз мусора, развитие необходимой инфраструктуры, профилактика возникновения лесных пожаров и т.п.).
В целях развития данного направления деятельности могут стимулироваться общественные инициативы по выявлению и картированию значимых в социальном и экологическом отношении природных объектов, с целью отражения этих объектов в документах территориального планирования (см., например: http://eco-dispute.ru/; http://hcvf.ru/maps; http://forest-karelia.ru/?id=1047).

Развитие систем и сервисов, позволяющих гражданам получать максимально полную информацию о текущем и планирующемся использовании территорий.
В качестве примера может выступать РГИС Санкт-Петербурга http://www.rgis.spb.ru/: Региональная геоинформационная система, содержащая сведения об объектах недвижимости и землеустройства, предоставляющая в сети общего доступа актуальные пространственные данные государственных информационных ресурсов, таких как государствтенный кадастр недвижимости, водный реестр, охрана памятников, охрана окружающей среды и др.
Отсутствие подобных информационных систем в Карелии и Ленинградской области значительно затрудняет для граждан получение актуальной для них информации. Имеющиеся сервисы (см., например, http://nedrark.karelia.ru/index.html) позволяют получить разрозненные сведения по отдельным видам использования территории, но не дают возможности взглянуть на ситуацию в целом.

Выступление с законодательными инициативами по развитию механизма общественных обсуждений и учету прав граждан на благоприятную среду. В том числе на рекреацию, доступ к прибрежным полосам водоемов, доступ в лес и прочее).
На сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует единый закон, регламентирующий участие граждан в принятии управленческих решений. Нормы, касающиеся организации публичных/общественных слушаний содержатся в таких законодательных актах, как Градостроительный Кодекс, ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 №174-ФЗ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-ФЗ и ряде других. Тем не менее, Уставами субъектов (для Республик – конституциями), региональными законами могут быть установлены специальные требования о проведении консультаций с общественностью по вопросам, отнесённым к предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также закреплено право народной законотворческой инициативы или законотворческой инициативы различных общественных объединений.

Формирование на законодательном и на организационном уровне единой системы экологического мониторинга и контроля, а также совместной экспертизы проектов, затрагивающих интересы сосед регионов.
В данном случае речь идет о таких шагах как:
Разработка эффективных механизмов взаимодействия между субъектами по вопросам охраны окружающей среды. Прежде всего, на законодательном уровне.

Выстраивание единой системы экологического мониторинга — прежде всего в части совместного пользовании водными объектами: Ладожское озеро, река Нева, — в которую могли бы быть вовлечены все профильные региональные и федеральные структуры: отраслевые Комитеты, Росприроднадзор, Невско-Ладожское БВУ.

Формирование единого общественного и/или экспертного совета, на обсуждение которого выносились бы вопросы и проекты, затрагивающие интересы соседних регионов. В совет могут входить, в том числе уже упомянутые представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, депутатского корпуса независимые эксперты, представители общественных организаций.





© eco-geek.ru 2024 Обратная связь
Ваш E-mail*:
Ваше Имя*:
Ваш вопрос*:
Введите код*:
Введите код 
* - поля обязательные для заполнения!