Экологи предлагают объединить пригородные леса вокруг Петербурга в зеленую сеть, которая свяжет город и Ленинградскую область
Сохранение лесных территорий «зеленого пояса» Петербурга — та задача, которая может, наконец, перевести в практическую плоскость многолетние разговоры о необходимости совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области, относимых к городской Агломерации.
Речь идет о формирование так называемого экологического или природного каркаса — единой планировочной структуры, призванной связать все сохранившиеся на сегодняшний день лесные массивы и природные ландшафты на территории города и примыкающих к нему районов области, оградив их от дальнейшей застройки.
Важность сохранения экологического каркаса в условиях все более интенсивной урбанизации ближних пригородов Петербурга, существующие проблемы и угрозы природным территориям эксперты и журналисты обсудили в рамках прошедшего в минувшую среду 27 июня выездного семинара, организованного региональной общественной организаций «Новый экологический проект» (НЭП) и Центром экспертиз «ЭКОМ». В рамках семинара были также представлены предварительные результаты проведенных РОО «НЭП» совместно с учеными обследований, призванных актуализировать информацию о текущем состоянии планируемых в пределах городской Агломерации особо охраняемых природных территорий, включенных в Схему территориального планирования Ленинградской области. Конечной целью этой работы является разработка рекомендаций для органов власти обоих субъектов в части приоритетных мер по сохранению лесов «зеленого пояса», в том числе критериев определения ценности природных территорий как элементов экологического каркаса, которые де-факто отсутствуют в действующем законодательстве
На сегодняшний день в СТП ЛО включено 19 планируемых ООПТ, относящихся к «зеленому поясу», общей площадью порядка 60 000 га, которые, по расчетам экологов, вместе с наиболее сохранившимися участками городских лесов должны составить основу будущего экологического каркаса. Но из этих 19 ООПТ на разных стадиях проектирования находятся лишь четыре. И, как показали, результаты проведенных обследований площадь пригородных лесов продолжает сокращаться. Масштабное строительство последних лет привело к острому дефициту свободной земли вокруг Петербурга, из-за чего лесные территории рассматриваются и местными властями, и застройщиками, в первую очередь, как земельный ресурс. В схемах территориального планирования видно, что значительные лесные площади уже запланированы под размещением объектов транспортной и инженерной инфраструктуры или переведены в земли поселений, что де-факто является промежуточным шагом для их дальнейшей застройки. Поэтому единственный реалистичный сценарий сохранения пригородных лесов – придание им статуса особо охраняемых природных территорий. Однако добиться этого не так просто.
Включения будущей ООПТ в документы территориального планирования само по себе никак не отражается на возможности ведения там хозяйственной деятельности. И даже после начала проектирования, процесс которого может растягиваться на годы охраняемая площадь может сократиться в разы. Именно это произошло, например, с проектируемым природным парком «Токсовский», работа по обоснованию которого была начата еще в 2012 году.
Практика такова, что любое сомнение может трактоваться в пользу исключения отдельных участков из состава охраняемой территории. А учитывая, что сохранившиеся вокруг города лесные массивы и естественные ландшафты крайне неоднородны по размерам, степени сохранности и биологической ценности, имеют разный правовой статус (например, расположены на землях Минобороны) формальных предпосылок для размывания площади планируемых ООПТ более чем достаточно. Именно поэтому природоохранных организаций ставят своей задачей разработать и предложить региональным властям новые подходы к определению ценности пригородных лесов, способные компенсировать недостатки действующего законодательства
Александр Карпов, Центр экспертиз «ЭКОМ»
— Несмотря на то, что формально власти обоих субъектов признают наличие проблемы и необходимость сохранения территорий природно-рекреационного назначения в границах зоны взаимовлияния города и области, системные решения по охране природных ландшафтов по-прежнему остаются на стадии обсуждений. В разработанной в 2017 году Концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской Области (Агломерации) до 2050, областной комитет по архитектуре и градостроительству в качестве одного из главных приоритетов развития обозначил задачу формирования природного каркаса, площадь которого должна составляет 573 900 га — 37% от площади зоны взаимовлияния Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Но согласно тому же документу: «Природный каркас не является зоной запрещения строительства. В пределах каркаса необходимо регулирование развития производственной, и жилой и иных функций». Таким образом, даже на уровне официальных деклараций задача создания природного каркаса не воспринимается властями как препятствие для дальнейшего размывания лесных территорий.
Алексей Травин, РОО «Новый экологический проект»
— Защитить пригородные леса можно только признав ценность всех сохранившихся на сегодняшний день лесных массивов и природных ландшафтов в пределах первого пояса городской агломерации (границы агломерации на данный момент никак не определены юридически, но к первому поясу эксперты относят 15-20 километровую зону вокруг Петербурга). Ведь даже малоценные с биологической точки зрения участки, в условиях усиливающейся урбанизации, играют важную роль, если рассматривать их не изолированно, а как часть экологического каркаса — комплексной системы, способной обеспечить сохранение, а в перспективе и воспроизводство природных ресурсов. В качестве элементов экологического (природного) каркаса лесные территории могут играть различные функции – резерватов, буферных и рекреационных зон, коридоров или участков, предназначенных для восстановления, что создает дополнительные критерии оценки их ценности.
Для справки:
Проект «Ключевые элементы экологического каркаса Петербургской агломерации: оценка угроз, уточнение объектов охраны, предложения по сохранению», реализуется РОО «Новый экологический проект» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.